Таблицы Брадиса

Молодые ученые предложили исключить ЕГЭ из критериев оценки вузов

МОСКВА, 1 мар РИА Новости. Авторы "Молодежной стратегии-2020" предложили исключить изкритериев оценки эффективности деятельности вузов средний балл Единого государственного экзамена (ЕГЭ) поступающих иучитывать нетолько количество иностранных студентов, нои преподавателей. Итоговая версия доклада "Стратегия-2020: новая модель роста новая социальная политика" была представлена 14 марта 2012 года. Составители проанализировали актуальные вопросы социально-экономической повестки РФ ипредложили меры покачественному улучшению жизни россиян. Руководителями рабочих групп проекта выступили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов иректор РАНХиГС припрезиденте РФ Владимир Мау. С сентября 2012 года студенты ведущих вузов РФ проводят дискуссионную площадку "Молодежная Стратегия-2020", врамках которой молодые профессионалы предлагают собственные пути решения социально-экономических проблем страны. Исключить ЕГЭ "Мы, безусловно, разделяем основной смысл "Стретегии-2020" ибольшинство тезисов, нобыло бы глупо соперничать сдокторами ипрофессорами. Мы вносим дополнения, которые вбольшей степени касаются молодежной политики, их немало, чего стоит одно только образование", сказал впятницу напресс-конференции вРИА Новости молодой ученый ВШЭ Инал Ардзинба. Выпускник ВШЭ Павел Прокопьев заявил, что авторы молодежной стратегии предлагают включить впункт "Международная деятельность" приоценке вузов, нетолько количество иностранных студентов, завершивших основные программы, нои число тех, кто приехал насрочное обучение, ноне получили никакого диплома озаконченном высшем образовании. "Такая мера позволит российским образовательным программам активнее включаться вмеждународное сотрудничество иподготовить почву дляпрограммы двойных дипломов. Естественно, мы отдаем себе отчет, что подсчитать количество таких студентов будет сложно, ноучитывая положительный эффект предлагаем рассмотреть такую возможность", отметил Прокопьев. Также молодые ученые предлагают такой параметр, какколичество иностранных преподавателей ввузе. "Это параметр уже включен вмеждународные критерии оценки вузов. Это важно, потому что сегодня эффективный вуз должен бороться вмеждународном пространстве иконкурировать залучшие кадры", считает ученый. © Инфографика | Купить иллюстрациюРоссийские вузы, эффективность которых поставлена под сомнение В тоже время Прокопьев отметил, что некоторые существующие критерии оценки вузов несовсем корректны. Например, уних вызывает сомнение такой критерий каксредний балл ЕГЭ поступающих вуниверситет. "На наш взгляд это свидетельствует скорее опопулярности ипрестижности вуза, чем оработе его профессуры. По сути, мы оцениваем работу школьных преподавателей икак абитуриент учился вшколе, ноне можем узнать, какпоработала профессура", добавил он. Другой спорный критерий, помнению авторов молодежной стратегии, расходы наопытно-конструкторские инаучно-исследовательские работы сучетом общих доходов ирасходов вуза. Технические, гуманитарные итворческие вузы ставятся внеравные условия. "Техническому вузу требуется дорогостоящее оборудование, следовательно, одна закупка дает взрывной рост воценке эффективности. В творческих вузах неприходится тратить такие крупные суммы наподобные проекты", предложит Прокопьев. Ректоры против Однако молодым ученым возразили руководители вузов. По мнению ректора ВШЭ, средний балл ЕГЭ хороший показатель дляоценки качества вуза. "Потому что это неоценка школьных педагогов, аоценка репутации университетов. Школьный учитель влияет наоценки, авот куда какой школьник приходит это уже характеристика репутации университета", сказал Кузьминов. Также несогласился смолодыми учеными ректор РАНХиГС. По мнению Мау, количество иностранных студентов, значительно важнее, чем число зарубежных профессоров. "В конце концов, иностранного профессора можно купить, предложить большие деньги ион приедет преподавать, авот иностранного студента купить невозможно", заметил он. Мау также назвал ЕГЭ одним изудачных показателей. "Конечно, нельзя мерить одним ЕГЭ, ночто делать, если унас это наиболее независимый отвуза показатель. Надо еще мерить преподавательской активностью, зарплатой студента после вуза, ноэто более сложный инструмент, кнему надоидти, аЕГЭ он унас вруках", считает ректор РАНХиГС.